Ничего не украсть, никого не обидеть: юридическая памятка SMM-специалиста. Часть 1

Арина Клементьева, директор по связям с общественностью юридической компании Tenzor Consulting Group и наставник курса Digital PR & SMM, в своем интервью для проекта ВОЛНА помогла нам ответить на ключевые юридические вопросы, которыми задается любой SMM-специалист.

Как защитить свой аккаунт от воровства, и как это регулируется законом?

Для защиты аккаунта от взлома рекомендуется привязывать страницу в социальной сети к номеру телефона, а также привязать и подтверждать адрес электронной почты и другие социальные сети (вход в одну соцсеть с помощью другой). Зачастую аккаунты в соцсетях взламывают через адрес электронной почты (сначала вскрывают именно е-mail) – в связи с этим нужно позаботиться и о безопасности почтового ящика и прибегнуть к двухфакторной аутентификации как при входе в электронный ящик, так и при входе в аккаунт в соцсети. В таком случае вы всегда будете уведомлены о попытках входа в собственное электронное пространство чужими людьми.

Так как речь идет о бизнесе в интернете, для защиты своих прав в случае взлома аккаунта в первую очередь вы должны быть уверены в том, что сами занимаетесь бизнесом в соцсетях законно – зарегистрированы как индивидуальный предприниматель или юридическое лицо и торгуете не контрафактной продукцией, а также не нарушаете чьи-либо интеллектуальные права, например, на товарный знак. Далее будем исходить из того, что вы ведете бизнес добросовестно, в том числе не нарушаете положения закона об антимонопольном законодательстве.

Если ваш официальный аккаунт взломан, нужно в первую очередь выяснить, кто это мог сделать. Для этого необходимо обратиться с заявлением в полицию о возбуждении уголовного дела по ст. 272 УК РФ «Неправомерный доступ к компьютерной информации». Если полиция найдет основания для возбуждения уголовного дела, то сможет установить виновное лицо и, как следствие, – понять его мотивы. Если действовали конкуренты – деяние попадет под признаки недобросовестной конкуренции, что является нарушением ст. 14.33 КоАП РФ. Также нужно понять размер ущерба, причиненного незаконным взломом аккаунта, который тоже подлежит взысканию с виновного лица, и проанализировать, был ли причинен вред деловой репутации.

Как и чем различаются законы относительно SMM, если это мелкий аккаунт СМИ, блогера, компании (мелкий и частный бизнес) и бренд-страницы крупных рекламодателей?

Основное различие в данном случае заключается в наличии зарегистрированного товарного знака и в том, какие последствия несет взлом или кража аккаунта, то есть что именно злоумышленник сделал с вашей страницей и какой ущерб причинен. Основная разница между видами бизнеса – наличие зарегистрированного товарного знака, который имеется именно у крупных рекламодателей. Если каким-то образом товарный знак был использован втемную при взломе страницы, предполагается ответственность по ст. 14.10 КоАП РФ, а также по ст. 1515 ГК РФ.

Как регулировать отношения с подрядчиками-фрилансерами? Какие могут возникнуть трудности и как с ними бороться?

Если вы заключаете с фрилансером договор, посвященный продвижению аккаунта в социальной сети, необходимо продумать условия таким образом, чтобы подрядчик при подборе контента заботился о соблюдении авторских прав. Если такие положения предусмотреть заранее, в случае недобросовестной работы вы сможете обратиться в суд, так как услуга была оказана ненадлежащим образом.
После того как проект будет сдан, обязательно нужно сменить все пароли, чтобы доступ к аккаунту был только у вас.

Общеправовые моменты:

  • С фрилансером заключается договор авторского заказа в соответствии со ст. 1288 ГК РФ, в соответствии с которым одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме.

  • Как мы уже решили выше, вы – добросовестно ведущее бизнес юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Если вы будете заключать договор с одним и тем же фрилансером, физическим лицом, на оказание услуг каждый раз, когда понадобится его помощь, имеется риск признания такого договора трудовым, что влечет необходимость уплаты взносов в ПФР и ФСС и удержания 13% НДФЛ. Также вы можете попасть под действие ФЗ-№115 за регулярные отчисления денежных средств в адрес физического лица, вследствие чего вам заблокируют банковский счет за отмывание денежных средств.

Решение: заключать договор на оказание услуг с фрилансером – индивидуальным предпринимателем.



Как регулируется «дарк-маркетинг»? Что можно, а что нельзя?

«Дарк-маркетинг» имеет множество форм. Основоположники партизанского маркетинга в России – табачные и алкогольные компании. Так как реклама сигарет и спиртного в России запрещена, производители идут на различные ухищрения, например, раздают мелкие сувениры и зажигалки в барах.

Как можно обойти запреты в интернете? Рекламировать нежелательные в России товары на зарубежных ресурсах. В нашей стране недопустимо использовать в рекламе образ врача, но скрыто продвигать «от имени врача» лекарственное средство через профессиональные медицинские сайты можно. Так, например, при общении «в личке» врач может высказывать собственное мнение и рекомендовать препараты потребителю, а тот, в свою очередь, будет принимать решение – покупать определенный товар или нет.

Какие юридические аспекты можно использовать, если компания подвергается интернет-травле со стороны конкурентов или блогеров?

Реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами; порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента; является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

Как не оскорбить чувства верующих, патриотов, национальные меньшинства, социальные и гендерные группы при работе в SMM?

Не так давно активно обсуждалась реклама мыла Dove, где был показан его «эффект» - темнокожая девушка после использования мыла становилась светлокожей. В Америке такую рекламу сочли оскорбительной, в интернете было много возмущенных высказываний на этот счет, после чего рекламу убрали, а компания Dove принесла извинения всем тем, кто обиделся.

В нашей стране оскорбляются реже, но такое может случиться в любой момент, и нужно подстраховаться от подобных претензий. Самый надежный вариант в данном случае – не касаться каких-либо меньшинств и делать акцент на достоинствах товара. Ведь как бы бережно вы не относились к меньшинствам, если хотите их упомянуть, все равно найдется тот, кто обидится.