Профессиональные лайфхаки

Ничего не украсть, никого не обидеть: юридическая памятка SMM-специалиста. Часть 2

О розыгрышах, использовании визуального контента и возрастных ограничениях

Как не ошибиться, используя картинки, размещенные в открытом доступе?

Так как использование изображения в SMM осуществляется определенно с целью извлечения прибыли, публикация без согласия автора гражданским кодексом не допускается. В случае нарушения исключительных прав можно требовать возместить убытки с нарушителя в соответствии со ст. 1252 ГК РФ.

Этой же статьей предусмотрена возможность предъявить следующие требования:

·     о признании исключительного права в случае, если нарушитель выдает фотографию за свою, нарушая тем самым интересы правообладателя;

·     о пресечении действий, нарушающих исключительное право (удаление изображения);

·     о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя – если нарушение права уже доказано в судебном порядке.

В каких случаях при публикации фото- и видеоконтента мы должны спрашивать разрешение на публикацию того, кто на нем изображен?
Гражданский кодекс в данном случае очень однозначен: обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии – с согласия родителей.
Согласие не требуется в случаях, когда:

1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;

2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;

3) гражданин позировал за плату.

Как правильно подойти к очистке авторских и смежных прав на фото, видео и аудиопродукцию?

Очистка авторских прав подразумевает под собой установление правообладателя и переговоры с ними. Если правообладатель не крупное юридическое лицо, он пойдет на контакт, изложит свои условия. Нужно составить соглашение, где будет описан объект авторского права, условия использования материала, возмездность/безвозмездность и сроки такого использования. Как минимум, нужно обменяться таким соглашением по факсу, но всегда лучше обмениваться документами подписанными от руки. Если правообладатель крупный, связаться с ним сложнее, суммы за использование его объекта авторских прав будут измеряться тысячами долларов. Тем не менее, во избежание ответственности по ст. 1301 ГК РФ, согласие на размещение материала получить необходимо.
Как правильно, с точки зрения закона,  провести розыгрыш или конкурс в SMM?

Проведение конкурсов должно соответствовать положениям законодательства, также в правилах некоторых соцсетей могут быть установлены дополнительные ограничения по данному вопросу. Положения довольно простые – лицо, объявившее о выплате награды за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов, должно выплатить (выдать) обусловленную награду тому, кто в соответствии с условиями проведения конкурса признан его победителем. Лицо, объявившее публичный конкурс, вправе изменить его условия или отменить конкурс только в течение первой половины установленного для проведения работ срока. Решение о выплате награды должно быть вынесено и сообщено участникам публичного конкурса в порядке и в сроки, которые установлены в объявлении о конкурсе.
«16+» – как применяется возрастная маркировка на рекламные посты в SMM и видеорекламе? Нужно ли ставить «16+» в рекламных постах и бренд-пабликах в социальных сетях?

Вопросы возрастной маркировки регулирует ФЗ № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Относительно данной проблемы имеются расхождения в действующем законодательстве. Часть 4 ст. 1 указанного закона утверждает, что положения данного закона не распространяются на рекламу. Однако ч. 10.1 ст. 5 ФЗ «О рекламе» говорит о том, что не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона № 436-ФЗ, без указания категории данной информационной продукции. Официальных разъяснений от Федеральной антимонопольной службы России по этому вопросу до сих пор нет. Фактически, возрастные ограничения в рекламе применяются именно к информационным ресурсам – будь то мультфильм или сериал. Так, пока разъяснения от ФАС не поступили, правильнее было бы ставить маркировку на рекламные посты, посвященные именно кинопродукции, компьютерным играм, мобильным приложениям – везде, где есть определенный сюжет.

 

Маркировка ставится следующим образом:

Еще материалы

  • Новые правила выживания ивент-индустрии
    Российский рынок мероприятий скорее жив, чем мертв благодаря смягчению антиковидных ограничений, однако нестабильность, вызванная пандемией, изменила индустрию и еще долго будет влиять на нее. Юлия Дорошина, Head of Projects Talent Concert International (T.C.I.), рассказывает, с какими переменами придется смириться ивентерам и что делать организаторам, чтобы выжить в новых условиях
  • В помощь креативщикам — 10 бесплатных видеостоков
    Чем больше материалов публикуется онлайн, тем важнее их правильно иллюстрировать. Один из наиболее активно развивающихся визуальных онлайн-форматов — это видео. Соответственно, одни ищут источники качественных роликов, а другие создают видеостоки, иначе называемые библиотеки видео. Мы сделали обзор таких ресурсов, выбрав из них бесплатные и наиболее (на наш взгляд) популярные
  • Как бренду выбрать музыкальный фестиваль. Чек-лист
    Музыкальные фестивали — это счастливые фанаты, солидный лайн-ап и полный солд-аут. Зачастую сказать об этом проще, чем сделать. Александра Ларина, маркетинг-консультант и наставник курса «Ивенты сегодня: гибрид офлайн и онлайн» на ВОЛНА/AdIndex, составила чек-лист, который поможет правильно выбрать фестиваль для бренда
Вверх