Ничего не украсть, никого не обидеть: юридическая памятка SMM-специалиста. Часть 2

Арина Клементьева, директор по связям с общественностью юридической компании Tenzor Consulting Group и наставник курса Digital PR & SMM, в своем интервью для проекта ВОЛНА помогла нам ответить на ключевые юридические вопросы, которые должен знать каждый SMM-специалист.

Как не ошибиться, используя картинки, размещенные в открытом доступе?

Так как использование изображения в SMM осуществляется определенно с целью извлечения прибыли, публикация без согласия автора гражданским кодексом не допускается. В случае нарушения исключительных прав можно требовать возместить убытки с нарушителя в соответствии со ст. 1252 ГК РФ.

Этой же статьей предусмотрена возможность предъявить следующие требования:

·     о признании исключительного права в случае, если нарушитель выдает фотографию за свою, нарушая тем самым интересы правообладателя;

·     о пресечении действий, нарушающих исключительное право (удаление изображения);

·     о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя – если нарушение права уже доказано в судебном порядке.

В каких случаях при публикации фото- и видеоконтента мы должны спрашивать разрешение на публикацию того, кто на нем изображен?
Гражданский кодекс в данном случае очень однозначен: обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии – с согласия родителей.
Согласие не требуется в случаях, когда:

1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;

2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;

3) гражданин позировал за плату.

Как правильно подойти к очистке авторских и смежных прав на фото, видео и аудиопродукцию?

Очистка авторских прав подразумевает под собой установление правообладателя и переговоры с ними. Если правообладатель не крупное юридическое лицо, он пойдет на контакт, изложит свои условия. Нужно составить соглашение, где будет описан объект авторского права, условия использования материала, возмездность/безвозмездность и сроки такого использования. Как минимум, нужно обменяться таким соглашением по факсу, но всегда лучше обмениваться документами подписанными от руки. Если правообладатель крупный, связаться с ним сложнее, суммы за использование его объекта авторских прав будут измеряться тысячами долларов. Тем не менее, во избежание ответственности по ст. 1301 ГК РФ, согласие на размещение материала получить необходимо.
Как правильно, с точки зрения закона,  провести розыгрыш или конкурс в SMM?

Проведение конкурсов должно соответствовать положениям законодательства, также в правилах некоторых соцсетей могут быть установлены дополнительные ограничения по данному вопросу. Положения довольно простые – лицо, объявившее о выплате награды за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов, должно выплатить (выдать) обусловленную награду тому, кто в соответствии с условиями проведения конкурса признан его победителем. Лицо, объявившее публичный конкурс, вправе изменить его условия или отменить конкурс только в течение первой половины установленного для проведения работ срока. Решение о выплате награды должно быть вынесено и сообщено участникам публичного конкурса в порядке и в сроки, которые установлены в объявлении о конкурсе.
«16+» – как применяется возрастная маркировка на рекламные посты в SMM и видеорекламе? Нужно ли ставить «16+» в рекламных постах и бренд-пабликах в социальных сетях?

Вопросы возрастной маркировки регулирует ФЗ № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Относительно данной проблемы имеются расхождения в действующем законодательстве. Часть 4 ст. 1 указанного закона утверждает, что положения данного закона не распространяются на рекламу. Однако ч. 10.1 ст. 5 ФЗ «О рекламе» говорит о том, что не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона № 436-ФЗ, без указания категории данной информационной продукции. Официальных разъяснений от Федеральной антимонопольной службы России по этому вопросу до сих пор нет. Фактически, возрастные ограничения в рекламе применяются именно к информационным ресурсам – будь то мультфильм или сериал. Так, пока разъяснения от ФАС не поступили, правильнее было бы ставить маркировку на рекламные посты, посвященные именно кинопродукции, компьютерным играм, мобильным приложениям – везде, где есть определенный сюжет.

 

Маркировка ставится следующим образом:

0+

Маркируется продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

Так, например, мультфильм «Маша и медведь» имеет возрастное ограничение 0+.

6+

Маркируется продукция, которая содержит:

1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

12+

Информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

16+

Информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;


5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.