Точка зрения

Мария Князева, «Амедиа Продакшн»: «Хочется напомнить, что идея не охраняется авторским правом»

Об авторском праве, продакт-плейсменте в сериалах, тонкостях продаж и приобретении телевизионных форматов

— На какие изменения в области авторского права вы посоветуете обратить внимание?

— Изменения законов в области интеллектуальной собственности важны для нас и серьезно влияют на рынок и отрасль. В России уже не первый год обсуждается деление долей в исключительном праве и практика складывается по-разному: многие мои коллеги считают правомерным выделение и реализацию долей или процентов в объектах исключительных прав, а другие уверены, что исключительное право неделимо.

Из нового, на что мы обратили внимание, и что может серьезно изменить правила игры на рынке — это дело европейских компаний «Ле Публикасьон Конде Наст С.А.» и «Синергия капитал». Всемирно известный издательский дом и один из лидеров российского алкогольного рынка в судебном порядке установили режим совместного владения товарным знаком VOGUE на территории России, но столкнулись с проблемой его регистрации в Роспатенте. Сейчас это дело ждет решения Президиума Верховного суда РФ. Для нашего законодательства оно может закончиться достаточно беспрецедентно. Таким образом, постепенно формируется практика, при которой исключительное право может иметь долевую собственность.

На мой взгляд, единственный вариант, при котором в России у интеллектуальной собственности допустимо наличие нескольких владельцев, — когда они являются соавторами и это право возникает в процессе создания. А значит, на этом этапе продюсеры могут через многосторонний договор приобрести исключительное право на объект в совместное (не долевое) владение. Когда же есть готовое произведение, можно ли разделить его и продать часть? Вопрос для нас актуальный. Учитывая прецедент с делом «Ле Публикасьон Конде Наст С.А.» и «Синергия капитал», мы видим, что ситуация может поменяться. 

Главный результат вышеупомянутого дела в том, что в профессиональном сообществе возникла инициатива по внесению в Госдуму законопроекта о возможности выделения долей в исключительном праве. Насколько мне известно, инициатива еще не внесена, но активно обсуждается, как с отраслью, так и с законодателями. Мы пока не знаем, как возможные изменения в законодательстве могут отразиться на текущей деятельности рынка. Будем следить за развитием событий. Мы входим в «Ассоциацию продюсеров кино и телевидения», в рамках которой стараемся участвовать во всех законодательных процессах, связанных с нашей индустрией.

— Сейчас зарубежные компании стали чаще приобретать наши кинопродукты и форматы.  Есть ли какие-то новые тенденции, связанные с юридическим оформлением подобных сделок?

— Как правило, иностранные форматодержатели настаивают, чтобы по завершении лицензионного срока на формат исключительные права на российскую версию возвращались к ним. Эта практика подавляюще существовала до 2014 года, и практически все иностранные форматы для производства в России покупались на таких условиях.

Сейчас ситуация изменилась: наши продюсеры стали больше заботиться о том, чтобы оставлять произведения в своей библиотеке и сохранять за собой права на локальную версию.

Есть и обратная тенденция: российские проекты продаются за рубеж как форматы. Например, на прошедшем в Канне рынке MIPCOM права на сериал «Амедиа Продакшн» «Подкидыш» приобрела шведская компания Eccho Rights: она купила права как на формат, так и на и дистрибуцию ретро-детектива на территории всего мира за исключением России и стран СНГ и Балтии. Безусловно, если последующие сделки будут касаться формата, мы будем следить за тем, как иностранные коллеги будут работать с нашим проектом — за собой мы оставили право согласования любых изменений.

Вообще, на минувшей в Каннах выставке был беспрецедентно большой по сравнению с предыдущими годами процент покупок российских форматов для адаптации за рубежом.

«Подкидыш» — авантюрный ретро-детектив про новгородского жулика Подкидыша, который, убегая от местных бандитов, попадает в Ленинград. В городе на Неве сотрудники милиции по ошибке принимают его за известного сыщика, которого недавно назначили начальником отдела УГРО. Это оригинальный проект «Амедиа Продакшн», премьера которого запланирована в новом телевизионном сезоне на «Первом канале».

— В российских фильмах и сериалах раньше часто можно было увидеть скрытую рекламу — продакт-плейсмент. Как вы работаете с этим инструментом сегодня?

В начале нулевых годов была распространена практика размещения продакт-плейсмента в сериалах, и наши проекты «Не родись красивой» и «Моя прекрасная няня» тому подтверждение. Такой вид продвижения находится за пределами закона о рекламе, если органично интегрирован в художественное произведение.

Однако сегодня рекламный рынок, как и рынок продакт-плейсмента, устроен иначе: любая интеграция рекламного объекта в фильм / сериал может затронуть рекламные интересы телевизионных каналов, по заказу или совместно с которыми создается фильм / сериал, или вызвать неоднозначную реакцию аудитории, и так уставшей от рекламы повсюду. В этой связи, как правило, приходится даже затирать логотипы автомобилей, компьютерной и мобильной техники.

Кроме того, есть некоторая доля неактуальности. Даже наши старые проекты мы продаем до сих пор, и иногда размещенная таким образом реклама может негативно повлиять на имидж проекта. Поэтому сейчас мы отказались от использования продакт-плейсмента в сериалах.

Тем не менее, в кино продакт-плейсмент продолжает находить место. В наш первый полнометражный проект «Т-34», который выйдет 27 декабря во всех кинотеатрах страны, мы интегрировали продакт-плейсмент. Несколько секунд будет показан бренд нашего информационного партнера «Комсомольская правда», который органично вписался, так как газета издается с 1925 года.


Для рекламы фильма был снят антимобильный ролик, который крутят перед сеансами в кинотеатрах.

— Раньше многие кино и телекомпании жаловались на кризис идей. При этом сейчас стало проводиться намного больше различных сценарных конкурсов, питчингов, в том числе на базе киностудии «Амедиа». Как при этом защищаются права авторов? 

На самом деле, кризис идей есть и сейчас. Отмечу, что раньше авторы были менее защищены в нашем бизнесе. Сейчас ситуация меняется, у авторов появляются агенты. С профессиональной точки зрения нам стало намного удобнее вести переговоры.

Иногда авторы ошибочно полагают, что присланные заявки или идеи мы можем украсть и воплотить. Хочется напомнить, что идея не охраняется авторским правом. И на самом деле идеи — это не самое сложное. А вот написать сценарий нескольких серий, расписать персонажей или подробную заявку фильма намного сложнее.

С юридической точки зрения авторский продукт всегда принадлежит автору, если он сможет доказать, что является его создателем. Однако молодые авторы часто так стремятся распространить свои идеи, что не задумываются об авторских правах.

Я всегда стараюсь предупреждать авторов и распространять информацию о том, что надо заботиться о своих правах и защищать их. Если вы что-то присылаете кинокомпаниям и продюсерам, лучше задепонируйте, зафиксируйте свою работу, чтобы у вас была возможность доказать, что именно вы автор материала, если он пойдет в дальнейшую разработку.

 

Набор на новый курс ВОЛНЫ Digital PR & SMM открыт! Занятия начнутся 26 февраля. Программу последнего осеннего курса смотрите по ссылке. Напишите на адрес Volna@adindex.ru, и мы вышлем вам обновленную программу.

 

Еще материалы

  • Тренды в PR: что будет формировать индустрию в 2022 году
    2021 год был трудным для всех: пандемия вызвала глобальное изменение привычек потребителей и повседневной жизни в целом. Многим бизнесам пришлось полностью пересмотреть свою деятельность, чтобы приспособиться ко всем ограничениям. В этих условиях кардинально меняется и индустрия PR. Мы на ВОЛНЕ изучили тренды, о которых говорили западные эксперты, и выбрали 12 наиболее интересных
  • Как пандемия изменила рынок рекламы и медиа
    Как рынок рекламы и медиа отреагировал на пандемию? Какие каналы развиваются сейчас более активно и как на это реагирует потребитель? На эти и другие темы ВОЛНА/AdIndex побеседовала с директором по медиаисследованиям BrandScience Андреем Агафоновым
  • 6 тенденций цифрового маркетинга на 2022 год
    Мир цифрового маркетинга находится в постоянном развитии: на рынке появляются новые платформы и функции, поведение потребителей меняется. Компании адаптируют правила игры под быстро меняющуюся реальность, а вместе с тем - весь ландшафт цифрового маркетинга. По данным Statista, расходы на digital продвижение во всем мире в 2020 году составили 378 млдр долларов США.
Вверх