Точка зрения

Шесть пиарщиков о шести иллюзиях, с которыми нужно расстаться в PR

С какими иллюзиями пришлось расстаться на ниве public relations рассказали пиарщики МТС, Genotek, Aviasales, Borjomi Russia, Lotus Communications

Дмитрий Храпунов,
директор по коммуникациям Genotek

— Журналист — это тот самый ведущий из телевизора твоего детства: умный, крутой и объективный. Нет, журналист — это кто угодно, и очень редко умеющий писать, задавать вопросы и разбираться в теме. Он про тебя со своей стороны думает то же самое, и вы смотрите друг на друга с презрением и в итоге оба уходите из профессии.

Поэтому надо смотреть на это по-другому. Журналист — это профессиональный человек, у которого очень много работы, и контакт с тобой и с твоей компанией — микроэпизод. Помоги журналисту со сбором информации, поделись с ним, и, может быть, у вас получится выстроить долгое взаимовыгодное партнерство.

Клиент… всегда не прав. Иногда бывает и прав. Но и в первом, и во втором случае тебе нельзя прямо произносить эти слова. Надо сказать так, чтобы клиент сам пришел к нужному выводу. Не всегда это получается.

Аудитория… бывает большая, общая, и ты можешь к ней ко всей обратиться. Сейчас можно обращаться только к маленьким, четко прописанным аудиториям, максимально адресно и кастомизировано.

Твоя работа… это только работа. На какой-то момент она займет все пространство твоей жизни, и дальше только от тебя зависит, сможешь ли ты найти баланс.

Твое свободное время… существует. Нет, его не существует.

Ты сам… кому-то нужен. Без бренда или компании за плечами. Не надо путать профессию и жизнь. В твоей жизни ты нужен близким, друзьям, а в профессии тебе улыбаются только до того момента, пока ты можешь дать какую-то ценность. Так в любой профессии, но в коммуникациях это особенно видно.

Янис Дзенис,
PR-директор Aviasales

— Журналист — это «коллега», реально странно писать «привет, коллеги» в начале питча.

Клиент… «купит» метафору или там гиперболу, которую ты выковыриваешь из носа, пытаясь придать многозначительности.

Аудитория… это какая-то одна «аудитория», типа как «население»; все уже сто лет назад поделились на красных, белых и еще миллион оттенков.

Твоя работа… заканчивается после появления публикации, тут-то все самое интересное и начинается.

Твое свободное время… это когда ты работаешь после рабочего дня; так делать нельзя, это прямой путь к терапевту (что само по себе, вообще-то, неплохо).

Ты сам… со всем справишься, ведь совершенно понятно, что не справишься. Поэтому не стыдно попросить о помощи.

Егор Тимофеев,
независимый эксперт

— Журналист… лучше тебя понимает в теме. Он может, но не обязан. Но это не значит, что журналист перестает быть профессионалом. Чем больше профессионалов с разных сторон коммуникации — тем лучше для бренда и рынка медиа и пиара.

Клиент… знает свой продукт и аудиторию. К сожалению или к счастью, заблуждаются все. Но это не значит, что твоя точка зрения — единственно верная.

Аудитория… не слишком сообразительна. Или чересчур сообразительна. Давай просто признаем наконец, что ты ничего не понимаешь в потребностях и особенностях аудитории и весь кайф в том, чтобы их угадать или предугадать.

Твоя работа… приносит пользу миру. На самом деле она нужна только тебе самому и важна только для тебя. Единственное, что ты можешь делать, — стараться работать максимально профессионально, чтобы не множить энтропию.

Твое свободное время… тратится на... и правда, на что ты его тратишь? Очередной сериал, который сделает тебя лучше? Спортзал, который придает тебе легкости? Бег, который восстанавливает баланс сил? Ну хоть себя не обманывай.

Ты сам… не понял, как вдруг стал пиарщиком и в какой момент все пошло не так. Правда в том, что ты сам выбрал эту работу. Тебя никто не заставлял, и тебе никто ничего не должен. Будь счастлив — иначе какой в этом смысл?

Наталья Заславская,
руководитель направления PR, IDS Borjomi Russia

— Журналист… опубликует твои гениальные творения, ведь ты старался, и проект классный, и бюджет миллион миллиардов. А вот нет. Журналист — человек, а еще профессионал, у него есть свое видение, которое (о, ужас!) может отличаться от твоего. В общем, дорогой мой пиарщик, поработай над контентом, продумай подходы, подготовь формат, релевантный изданию, — и будет тебе счастье.

Аудитория… это ты. Многие пиарщики и маркетологи примеряют коммуникацию на себя. Те инсайты, которые работают на тебя или твоих коллег, не обязательно сработают на аудиторию. Мало кого волнует, что ты любишь пить кофе на Патриках, если в Петропавловске-Камчатском полночь.

Твоя работа… сплошное вдохновение и отсутствие волокиты. Когда я шла в PR — говорила, что душа требует творчества. Каково же было мое удивление, когда я поняла, что 80% деятельности начинающего пиарщика — оформление документов, отчетов и презентаций. Справедливости ради скажу, что творчество там тоже есть — посты, лонгриды, спецпроекты, новые идеи, запуски, (шепотом — не то сейчас время) вечеринки.

Твое свободное время… существует и на 100% принадлежит тебе. Держи карман шире. Каждый раз, когда ты соберешься в отпуск или на выходные, у тебя запускается/продолжается/завершается важный проект, случается кризис, происходит утечка информации, загорается вода (в прямом смысле, мой вариант), строится завод, приезжает губернатор N-ской области, происходит пандемия… И ты бежишь тушить пожар или урегулировать международные конфликты!

Ты сам… справишься со всеми задачами. Ты, конечно, профи, но PR — это командная работа. Ты — главный коммуникатор и продавец воздуха, твоя миссия — рассказать о продукте так, чтобы его захотела целевая аудитория. Как? Общайся с людьми по разные стороны баррикад и делай то, что нравится, а еще то, что до тебя никто не делал. А иначе зачем это все!

Алексей Меркутов,
пресс-секретарь МТС

— Журналист… подождет. Ты пиарщик, и тебя никто не ждет.

Клиент… не должен в чем-то разбираться. Он должен кайфовать. А разбираться во всем должен ты.

Аудитория… это правильное слово для объяснения PR-активности. Как только после реализованного проекта в объяснениях пиарщика звучит слово «аудитория», это значит только одно — тебя не поняли и что-то пошло не так.

Твоя работа… это череда невероятно ярких и интересных событий. В большинстве случаев, когда вокруг всем будет интересно и весело, это означает только одно — ты очень сосредоточенно и быстро бегаешь за кадром/сценой/чем-то еще и решаешь вопросики. А когда все вокруг нервничают, то ты должен быть самым спокойным человеком на свете.

Твое свободное время… ахаха, в каком смысле свободное?) Я пишу этот текст в воскресенье... за рулем... на светофорах...

Ты сам… можешь все. Хотя нет, если ты сам не можешь все — это не твоя профессия.

Алена Сухаревская,
PR-менеджер Lotus Communications

— Журналист… понимает, как на самом деле устроена работа компании, и будет разбираться в деталях. Большинство не заглядывает дальше пресс-релиза (к сожалению). А если задает вопросы, то иногда очень странные, которые тебе кажутся совсем нерелевантными для компании.

Клиент… знает ответы на все вопросы журналистов. Большинство комментариев пишут пиарщики — не потому, что они такие плохие и хотят что-то скрыть, а потому что это больше некому сказать, или спикеры страшно заняты, или просто с трудом могут объяснить что-то человеческим языком.

Аудитория… интересуется важными вещами и новостями. Нет, всех волнует сохранность работы (или угроза кризиса), зарплаты и прочие страшилки и общечеловеческая банальщина.

Твоя работа… когда-либо закончится. В журналистике главным паническим состоянием было отсутствие тем (надо найти новость, а это часто непросто). В пиаре — чувство, что работа никогда не закончится. Я ни разу не сталкивалась с тем, чтобы у меня НЕ БЫЛО РАБОТЫ. Даже во время отпуска просто приходилось смириться, что дела либо сделают коллеги, либо они просто не горят и дождутся твоего возвращения.

Твое свободное время… время не может стать рабочим, если срочно нужно дать комментарий / ответить на запрос журналиста / произошла кризисная ситуация.

Ты сам… можешь на что-то повлиять, если публикация сорвалась (не по твоей вине). От «журналист проспал» до «журналист передумал». Просто смирись и ищи нового журналиста :)

 

 

Еще материалы

  • Тренды в PR: что будет формировать индустрию в 2022 году
    2021 год был трудным для всех: пандемия вызвала глобальное изменение привычек потребителей и повседневной жизни в целом. Многим бизнесам пришлось полностью пересмотреть свою деятельность, чтобы приспособиться ко всем ограничениям. В этих условиях кардинально меняется и индустрия PR. Мы на ВОЛНЕ изучили тренды, о которых говорили западные эксперты, и выбрали 12 наиболее интересных
  • Как пандемия изменила рынок рекламы и медиа
    Как рынок рекламы и медиа отреагировал на пандемию? Какие каналы развиваются сейчас более активно и как на это реагирует потребитель? На эти и другие темы ВОЛНА/AdIndex побеседовала с директором по медиаисследованиям BrandScience Андреем Агафоновым
  • 6 тенденций цифрового маркетинга на 2022 год
    Мир цифрового маркетинга находится в постоянном развитии: на рынке появляются новые платформы и функции, поведение потребителей меняется. Компании адаптируют правила игры под быстро меняющуюся реальность, а вместе с тем - весь ландшафт цифрового маркетинга. По данным Statista, расходы на digital продвижение во всем мире в 2020 году составили 378 млдр долларов США.
Вверх