Точка зрения

Новые правила выживания ивент-индустрии

Российский рынок мероприятий скорее жив, чем мертв благодаря смягчению антиковидных ограничений, однако нестабильность, вызванная пандемией, изменила индустрию и еще долго будет влиять на нее. Юлия Дорошина, Head of Projects Talent Concert International (T.C.I.), рассказывает, с какими переменами придется смириться ивентерам и что делать организаторам, чтобы выжить в новых условиях

1. Цифра прочно вошла в ивент-индустрию

Горизонт планирования мероприятий сегодня очень маленький: в большинстве регионах до сих пор сохраняются ограничения по заполняемости, а во многих странах мероприятия вообще запрещены. Мы, концертное агентство TCI, обычно возим много иностранцев, а сейчас это невозможно. Приходится перестраивать работу, наращивать объем концертов российских артистов. Но растиражировать их на всю страну и заставить каждые выходные выступать на всех площадках мы не можем. Появившийся пробел заполняет онлайн, и он останется с нами надолго.

Думаю, рано или поздно многие концерты будут проходить на площадке для определенного количества людей, а широкая аудитория сможет смотреть онлайн-трансляцию. Хороший пример — концерт Полины Гагариной. Они проводили два шоу в один день с трансляцией и «прикрученными» к ней новыми опциями, которые дает онлайн. Много концертов прошло с дополненной реальностью либо с полностью разработанной новой реальностью — это и «Мумий Тролль», и «Би-2», и многие другие.

2. Но диджитал никогда не заменит офлайн

Но стоит отметить, что в этом году онлайна пока гораздо меньше. Мне кажется, люди им наелись. И как бы все ни говорили, что диджитал заменяет офлайн, это не так. Онлайн-концерт фактически не отличается от контента, который я и так смотрю на YouTube. Возможно, я буду слушать этот концерт с хороших колонок в компании друзей, но это не сравнить с тем, что мне даст присутствие на площадке. Офлайн-концерт дает ощущения на уровне тела и осознания себя в пространстве. Ты объединяешься с людьми, которые находятся рядом, и этого не заменит никакая цифра. Организаторы стараются вовлечь аудиторию в происходящее на экране с помощью новых опций и дополненной реальности, но, когда ты отводишь взгляд от монитора, обнаруживаешь себя дома в привычной обстановке и это снижает градус эмоций.

То же испытывают и артисты. Когда в прошлом году во время drive-in-концерта (LIVE & DRIVE в Лужниках) они выходили к людям, пусть и сидящим в машинах, это были совершенно другие эмоции. Съемка сильно отличается от того, что происходит офлайн, когда ты выкладываешься на сцене и получаешь обратную связь здесь и сейчас. Ведь артист — это творческий человек, и ему необходимо отдавать и получать эмоции, и эта химия происходит во время живого концерта. А с камерой ты не обменяешься никакими эмоциями.

3. Маски и контроль посещаемости останутся надолго

Как бы мы ни устали, но для больших мероприятий пока останется требование надевать маски. Да, насчет их эффективности единого мнения нет, но эта мера помогает успокоить людей. Если есть маски, значит, для безопасности посетителей было сделано минимально необходимое.

Сохранится контроль посещаемости для очень больших мероприятий — стадионных концертов, фестивалей и прочих. И это может длиться долго. Наверное, останутся и рекомендации по заполняемости танцполов. Например, в Питере они до сих пор толком не разрешены. Такие решения каждый регион будет принимать самостоятельно, в зависимости от показателей заболеваемости и выздоровления.

Мы не можем знать и о том, что происходит за пределами нашей видимости. В любой день мы можем получить совершенно новую информацию, из-за которой нам потребуется быстро перестраиваться. Например, введение «ковидных» паспортов для тех, кто вакцинировался или переболел, которые позволят летать и посещать большие мероприятия. Об этом уже идут разговоры, а дыма без огня не бывает. В любом случае мы должны быть готовы ко всему.

4. Нужно напоминать людям о мерах предосторожности

Сегодня как никогда важно работать с аудиторией. Людей так долго запугивали, что сейчас у них наступает апатия и они либо перестают соблюдать правила безопасности, либо просто никуда не ходят. Поэтому со своей стороны мы не только прикладываем все силы к тому, чтобы защитить людей на площадке, но и информируем их самих.

Мы закупаем маски, перчатки, санитайзеры. Даже закрытые площадки разграничиваем так, чтобы потоки не пересекались. Пока сохраняется и рассадка. Информацию об этом мы в обязательном порядке доносим до людей. Часто просим артистов, чтобы перед мероприятиями они записывали видеоприглашения и с напоминаниями: «Надевайте маски. Носите перчатки. Дистанцируйтесь. Мы тоже позаботимся о вас».

К этому нужно подключать и властей, это и их задача — не допустить паники, страх не приводит ни к чему хорошему.

5. Вы не сможете себя застраховать

Мы уже планируем большие ивенты на лето, но они стопорятся на уровне согласований с городом. Ограничения ослаблены, но до конца не сняты. Всегда останется риск, что в любой момент нам что-то запретят и отменят одним днем, как было в прошлом году. И это не страховой случай — тебе не возместят затраты на площадку, рекламу и привоз артиста. Эти риски остаются на организаторах.

Подстраховаться практически невозможно. Где-то у вас есть лояльные артисты, которые понимают, что тоже зависят от проданных концертов, кто-то идет на меньшие гонорары, где-то получается иначе рассчитать сделку и сократить затраты в зависимости от заполняемости площадки. Но есть неизменные вещи: продвижение, стоимость площадки и ее работы — на эти расходы посещаемость практически не влияет. Потому что мы все — организаторы, клубы и концертные залы, артисты и билетные агенты — оказались в одной и той же ситуации. Поэтому единственный способ выжить — начать договариваться. Кто-то к этому готов, кто-то нет. Ты всегда будешь в выигрыше, если умеешь договариваться как с партнерами, так и с конкурентами. Но индустрия уже научилась кооперироваться — за несколько месяцев мы создали ассоциацию, которой раньше не было. Сейчас она представляет все регионы и может говорить с правительством от имени организаторов.

Так или иначе все вернется на круги своя, но сейчас мы осторожно подходим к планированию и постоянно находимся в переговорах, потому что не готовы нести риски. Уже больше года мы не имеем возможности работать. У одних заканчивается подушка безопасности, у других ее никогда не было, потому что деньги заморожены в аренде площадки или авансах артисту, а мероприятия тем временем переносятся снова и снова. Некоторые концерты мы передвигали три раза, а сейчас у нас в подвешенном состоянии десятки мероприятий. При этом есть очень возрастные артисты, которые, возможно, в последний раз выбирались в туры и через три года просто могут быть неспособны выбраться на такое большое мероприятие.

Резюмируя: сейчас важен вдумчивый подход, умение договориться на новые условия и разрабатывать новые правила для подтверждения концертов, оплаты гонораров, рекламы и площадок. И готовность к тому, что в любой момент ситуация может кардинально измениться.

6. Вы не сможете изменить цены на билеты

Гонорары зарубежных артистов в валюте. Курс вырос значительно. При этом вдвое поднять цены на билеты мы не можем: их просто не купят. На каждой площадке в каждом городе есть своя средняя цена, и мы должны ориентироваться на нее.

Сейчас мы просчитываем кризисный сценарий, потому что календарь перенесенных мероприятий уплотняется, а это значит, что конкуренция будет очень высокой. Это с одной стороны. А с другой — покупательская способность снижается, и это мы тоже не можем игнорировать. У многих людей до сих пор проблемы с работой, многие сидят на сокращенных графиках или со сниженной зарплатой, кто-то разорился и пытается восстановиться. Ситуация с деньгами сейчас очень сложная.

7. Вы должны продолжать думать об интересах аудитории

По большому счету, новых правил в индустрии не появилось. Если смотреть глобально, то сегодня, как и всегда, важно думать об интересах аудитории, потому что это она будет приходить к тебе из раза в раз. Это и диктует главное правило игры: честность и открытость. Если что-то происходит, расскажи об этом в соцсетях, иначе люди, не зная всей правды, начнут додумывать. Это же касается артистов, площадок и других организаторов.

8. Нужно видеть дальше, когда не видно ничего

У любого ивентера по умолчанию прокачана железа стрессоустойчивости, но сегодня она должна быть усилена в сотни раз. Жизненно важно умение молниеносно реагировать, креативить и продумывать варианты развития событий. Как бы плохо ни было, нельзя говорить: «Все умерло». Надо так: «Все умерло. А что я могу с этим сделать сделать?». И по-прежнему важно бежать в два раза быстрее и видеть дальше при том, что на самом деле тебе не видно ничего. Поэтому нужно прислушиваться к интуиции и своему опыту — если чувствуешь, что настало время пойти и сделать что-то, надо идти и делать. Это правда работает.

Еще материалы

  • Тренды в PR: что будет формировать индустрию в 2022 году
    2021 год был трудным для всех: пандемия вызвала глобальное изменение привычек потребителей и повседневной жизни в целом. Многим бизнесам пришлось полностью пересмотреть свою деятельность, чтобы приспособиться ко всем ограничениям. В этих условиях кардинально меняется и индустрия PR. Мы на ВОЛНЕ изучили тренды, о которых говорили западные эксперты, и выбрали 12 наиболее интересных
  • Как пандемия изменила рынок рекламы и медиа
    Как рынок рекламы и медиа отреагировал на пандемию? Какие каналы развиваются сейчас более активно и как на это реагирует потребитель? На эти и другие темы ВОЛНА/AdIndex побеседовала с директором по медиаисследованиям BrandScience Андреем Агафоновым
  • 6 тенденций цифрового маркетинга на 2022 год
    Мир цифрового маркетинга находится в постоянном развитии: на рынке появляются новые платформы и функции, поведение потребителей меняется. Компании адаптируют правила игры под быстро меняющуюся реальность, а вместе с тем - весь ландшафт цифрового маркетинга. По данным Statista, расходы на digital продвижение во всем мире в 2020 году составили 378 млдр долларов США.
Вверх