Как все устроено

Драматургия медиатекста. Как технические средства структурирования и визуальная часть влияют на драматургию медиаконтента

С разрешения издательства АСТ публикуем главу из книги «Интернет-журналистика. Как писать хорошие тексты, привлекать аудиторию и зарабатывать на этом»

Толстая 12-летняя девочка тихо говорит: «Он меня не замечает. Он как не писал, так и не пишет. В школе вообще на меня не смотрит. Я ему пытаюсь доказать, что это я на него не смотрю, а не он на меня. Что мне еще сделать с собой?». Это часть Instagram-проекта #сериалразбитоесердце, который делает 18-летняя Елизавета Иванова из Самары. На момент написания книги вышли десятки мини-эпизодов продолжительностью около минуты. Каждый собирает десятки тысяч лайков и сотни тысяч просмотров. Каждый — со своим сюжетом, собственными находками и необычными (для подростка) ситуациями. У Елизаветы свыше 300 тысяч подписчиков.

Главный редактор Sports.ru Юрий Дудь, на личный проект которого в YouTube подписано 6,5 миллиона человек, еженедельно берет новое видеоинтервью у самых разных людей. Каждый ролик, несмотря на то, что он длится около часа, смотрят миллионы. Вопросы от собеседника к собеседнику повторяются, но не становятся хуже: всегда интересно, кто сколько зарабатывает, что скажет при встрече с Путиным и когда тот в последний раз плакал.

Небольшой телеграм-канал «Ты читал» ведут журналисты Алексей Яблоков и Сергей Мостовщиков. Они никак не продвигают свой проект, а просто разговаривают в формате радио- шоу, обсуждая последние новости. Их короткие реплики погружают читателя в  абсурдный лубочный, но невероятно милый мир, пропитанный легкой сумасшедшинкой.

Алексей Венедиктов, когда начал вести свой телеграм-канал, не придерживался никаких правил. Но очень быстро создал собственный формат, подписывая всякое сообщение словами «Будем наблюдать». Из этого позднее родился трансмедийный проект — сейчас «Будем наблюдать» существует не только в формате телеграм-канала, но и как передача на «Эхе Москвы» с ведущим Сергеем Бунтманом.

 


Все эти разные истории объединяет наличие концепции, внутреннего стержня, драматургии, вокруг которой выстраивается все остальное. В каких-то случаях это драматургия в прямом смысле — например, неизвестно, случился бы #сериалразбитоесердце, если бы Елизавета Иванова не занималась два года в драмтеатре. В иных случаях качество контента легче оценить, когда правила (даже такие бессмысленные, как фраза-рефрен в конце сообщений @aavst) ограничивают выражение и  формируют ожидания. В-третьих, сама концепция предполагает множество неожиданных и тем самым приятных гэгов. Выработка концепции и структуры текста для медиапроекта гораздо сложнее простых жанровых и форматных правил.

Здесь не обойтись заклинаниями вроде «напишите четыре абзаца, излагая от более важного к наименее важному; добавьте в конце абзац со справочной и важной для понимания информацией». По такому рецепту мы приготовим простую новость, а не сообщение, которое может быть частью только одного, вашего проекта. Давайте рассмотрим устройство медиатекстов.

 

КОНТЕНТНЫЙ АЛФАВИТ

Решим маленькую задачку. Представьте, что у нас есть слово КОТ. Мы должны превратить это слово в слово КОШКА за как можно меньшее число операций. Вот возможные операции:

• вставить букву;
• заменить букву;
• удалить букву.

Убираем Т, добавляем Ш, К, А — получается четыре операции.

Это число называется расстоянием Левенштейна в честь советского математика Владимира Иосифовича Левенштейна. Ваш телефон, когда вы опечатываетесь, предлагает варианты слов с наименьшим расстоянием Левенштейна от написанного. И  часто угадывает. Другое дело, что слово «опечатываетесь» не знает Word: он только что предложил мне варианты «отпечатываетесь» и «упечатываетесь» — все в точном соответствии с алгоритмом.

Еще материалы

  • Новые правила выживания ивент-индустрии
    Российский рынок мероприятий скорее жив, чем мертв благодаря смягчению антиковидных ограничений, однако нестабильность, вызванная пандемией, изменила индустрию и еще долго будет влиять на нее. Юлия Дорошина, Head of Projects Talent Concert International (T.C.I.), рассказывает, с какими переменами придется смириться ивентерам и что делать организаторам, чтобы выжить в новых условиях
  • В помощь креативщикам — 10 бесплатных видеостоков
    Чем больше материалов публикуется онлайн, тем важнее их правильно иллюстрировать. Один из наиболее активно развивающихся визуальных онлайн-форматов — это видео. Соответственно, одни ищут источники качественных роликов, а другие создают видеостоки, иначе называемые библиотеки видео. Мы сделали обзор таких ресурсов, выбрав из них бесплатные и наиболее (на наш взгляд) популярные
  • Как бренду выбрать музыкальный фестиваль. Чек-лист
    Музыкальные фестивали — это счастливые фанаты, солидный лайн-ап и полный солд-аут. Зачастую сказать об этом проще, чем сделать. Александра Ларина, маркетинг-консультант и наставник курса «Ивенты сегодня: гибрид офлайн и онлайн» на ВОЛНА/AdIndex, составила чек-лист, который поможет правильно выбрать фестиваль для бренда
Вверх