Как все устроено

Авторские права на YouTube — что важно знать

Как создавать проекты на видеохостинге и не нарушать закон

Являясь активным пользователем YouTube и по совместительству владельцем канала, не имеющего никакого отношения к моей профессиональной деятельности, за время карантина я столкнулась с правовой неграмотностью некоторых владельцев таких каналов. К сожалению, впоследствии, когда YouTube разгребет миллионы новых каналов, эти новоиспеченные блогеры получат страйки или блокировки, а может, даже претензии и судебные иски от правообладателей, чьи произведения были незаконно и без спроса использованы при создании обложек, видео, аудио и т. д.

Согласно правилам YouTube, использовать чужой контент в своих видео можно только с разрешения его автора, иначе он может подать жалобу.

Именно поэтому в этой статье мне хотелось бы провести простое и доступное разъяснение правовых последствий использования чужих произведений для оформления контента на YouTube-канале.

И начать я решила с небольшого глоссария с точки зрения российского законодательства:

Произведение — объект авторских прав, созданные трудом автора произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения (литературные произведения, драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; музыкальные произведения (с текстом или без текста); аудиовизуальные произведения, программы для ЭВМ и многие другие).

Разрешение на использование — право правообладателя распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на Произведение любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу или предоставления другому лицу права использования на условиях исключительной или простой (неисключительной) лицензии и т. д.

За нарушение авторского права в нашей стране предусмотрена разного рода ответственность. Но приведу только ту, которая непосредственно относится к площадке YouTube:

- возмещение убытков,

- выплата компенсации от 10 тыс. до 5 млн рублей,

- двукратная стоимость права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения тем способом, который использовал нарушитель.

Не стоит забывать и про уголовную ответственность, которая в России может ограничить свободу на срок до 6 лет.

Как видно из указанного выше, любое видео на канале в сообществе YouTube — это аудиовизуальное произведение, и каждый его создатель является автором и правообладателем. По закону только правообладатель вправе распоряжаться им: размещать на канале, давать согласие на использование, в т. ч. для включения в состав других произведений.

Представьте: вы искали вдохновение, придумывали сценарий и сюжет; снимали на телефон, камеру — и еще и не с одного дубля; разбирались в перипетиях сложных и разных программ для монтажа видео; сделали не один вариант монтажа, прежде чем найти идеальный; может, даже сочинили музыку к нему или напели ее и т. д., а какой-то пользователь взял и использовал результат вашего труда и гордости для оформления или иллюстрирования своего видео и, как говорится, «даже спасибо не сказал». Какова ваша реакция в такой ситуации? Вот! А теперь представьте, что вы делаете то же самое —оформляете обложку своего канала, монтируете видео, их звуковой ряд, вставки и ссылки, фото и т. д., используя для этого фото, видео и музыку, найденные в интернете. У правообладателя реакция аналогична. Только, как правило, такие правообладатели защищены киностудиями, рекорд-лейблами, представителями и адвокатами, работа которых и заключается в том, чтобы искать такие нарушения прав и не только их пресекать, но и зарабатывать на этом.

Тут я должна рассеять еще одно заблуждение, с которым многие сталкиваются: если размещено в интернете, то можно. НЕТ – НЕЛЬЗЯ!

Тот факт, что какое-то произведение находится в интернете, не говорит о том, что использовать его может каждый, как угодно и где угодно. Такое возможно, если автор/правообладатель намеренно выложил произведение в сеть на условиях открытой лицензии, которая позволяет использовать все или, наоборот, накладывает определенные ограничения. На это стоит обращать внимание, как и на то, что многие произведения оказываются в сети без разрешения правообладателя. Не становитесь соучастником нарушения.

Необходимо помнить, что у каждого произведения есть автор или правообладатель, и это не только физические лица, но и компании. С компаниями вообще все «плохо», это их бизнес. А в течение 70 лет после смерти автора правообладателями являются его наследники (если произведение было опубликовано только после смерти автора, то 70 лет начинаются только с 1 января года, следующего за годом первого выхода произведения в свет).

И что же делать? Искать всех этих авторов/правообладателей, платить им огромные деньги и т. д.? В первую очередь мне, как юристу, хочется сказать «ДА». Но для начинающего блогера, канал которого еще не монетизируется по правилам YouTube и который не имеет спонсоров и креативит на «голом» энтузиазме, это весьма затратно. Поэтому стоит обратить внимание на музыкальные и иные произведения в творческой студии самого YouTube, программы для монтажа видео на мобильных и иных устройствах, библиотеки с открытыми лицензиями и т. д. Такие проекты дают возможность абсолютно легально за символическую плату, а порой и бесплатно, использовать музыкальный, видео-, фото- и другой контент для оформления видео и самого канала на YouTube. Это решение находится в правовом поле и позволит сосредоточиться на качестве видеоконтента и не рисковать блокировкой канала из-за неправового поведения.

Давайте рассмотрим несколько примеров выхода из ситуации, которые помогут добросовестно соблюдать авторское право.

1. В видео, кроме оригинального контента, использованы произведения третьих лиц (музыка, видео, фото и т. д.). В этом случае упоминания автора или правообладателя не дает права на использование его контента. Необходимо руководствоватья правилами добросовестного использования и ограниченным цитированием YouTube.

Например, с точки зрения российского законодательства допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати. Обратите внимание на выделенный текст, это важно!

2. В видео, кроме оригинального контента, использованы произведения третьих лиц (музыка, видео, фото и т. д.) и размещено заявление, что это видео предназначено «только для развлекательных целей» или «для некоммерческого использования». К сожалению, само по себе такое заявление не защитит вас при проверке добросовестности. Воспользуйтесь советом выше.

3. Если вы заметили на YouTube материалы, похожие на контент других авторов, это не означает, что это правомерно или что вам тоже разрешено публиковать такие видео. Иногда авторы и правообладатели авторских прав позволяют размещать некоторые свои произведения на сайте YouTube на условиях открытой или ограниченной лицензии. В отдельных случаях права на очень похожие видео могут принадлежать разным лицам, однако один автор или правообладатель может разрешить переработку своего контента, а другой — нет. Эти нюансы стоит внимательнее изучить.

4. Даже если для создания своего видео вы купили музыкальный или иной контент, вы не становитесь его правообладателем и не получаете автоматом права использовать его на YouTube. Обращайте внимание на условия лицензии при покупке контента, распространяются ли виды прав на использование контента в составе вашего видео на каналах YouTube. Если вы этим не озаботитесь, то даже с указанием имени владельца авторских прав добавление видео с таким контентом может рассматриваться как нарушение.

В разных странах разные правила и условия использования авторских произведений. Поэтому перед использованием всегда стоит обращать внимание на нюансы и правовые последствия. И не забывайте, что интернет-платформа YouTube в любой стране мира живет и работает только по законодательству США. И нарушения рассматривает с точки зрения именно этого государства.

«Добросовестное использование» — это девиз YouTube. Поэтому мне остается только надеяться, что данная статья поможет не только разобраться в правовом поле авторских прав, но станет новой ступенью к созданию качественного и интересного контента, который займет свою нишу и место в рейтинге просмотров. Качественный и законный контент повышает конкуренцию, делает борьбу за зрителя захватывающей и динамичной, а также позволяет беспрепятственно двигаться к новым вершинам.

Еще материалы

  • Тренды в PR: что будет формировать индустрию в 2022 году
    2021 год был трудным для всех: пандемия вызвала глобальное изменение привычек потребителей и повседневной жизни в целом. Многим бизнесам пришлось полностью пересмотреть свою деятельность, чтобы приспособиться ко всем ограничениям. В этих условиях кардинально меняется и индустрия PR. Мы на ВОЛНЕ изучили тренды, о которых говорили западные эксперты, и выбрали 12 наиболее интересных
  • Как пандемия изменила рынок рекламы и медиа
    Как рынок рекламы и медиа отреагировал на пандемию? Какие каналы развиваются сейчас более активно и как на это реагирует потребитель? На эти и другие темы ВОЛНА/AdIndex побеседовала с директором по медиаисследованиям BrandScience Андреем Агафоновым
  • 6 тенденций цифрового маркетинга на 2022 год
    Мир цифрового маркетинга находится в постоянном развитии: на рынке появляются новые платформы и функции, поведение потребителей меняется. Компании адаптируют правила игры под быстро меняющуюся реальность, а вместе с тем - весь ландшафт цифрового маркетинга. По данным Statista, расходы на digital продвижение во всем мире в 2020 году составили 378 млдр долларов США.
Вверх