7 крупных PR-провалов 2020 года — Burger King, Boeing, McDonalds

Учиться лучше всего на чужих ошибках. Более половины 2020 года уже позади, самое время оглянуться и посмотреть, какие пиар- и маркетинговые кампании брендов оказались провальными. Конечно, большинство кейсов связаны с пандемией и ее последствиями

1. Модное фиаско. Как поблагодарить сотрудников здравоохранения и обидеть их

Чтобы выразить признательность сотрудникам Национальной службы здравоохранения Великобритании (NHS) во время пандемии, модный бренд Oh Polly объявил для них в соцсетях конкурс. По его условиям победитель получал набор одежды и приглашение на виртуальную вечеринку. Победа досталась Ларе Харпер, медсестре из Глазго, которая, однако, не смогла принять участие в вечеринке из-за 12-часовой смены. Когда же она попыталась получить остальную часть приза, то столкнулась с отказом из-за отсутствия на мероприятии. Харпер написала об этом пост в Twitter, который набрал 14 тыс. лайков и более 200 комментариев. Пользователи писали, что разочарованы в бренде, чьи условия противоречат самой сути акции — поблагодарить работников здравоохранения за их самоотверженный труд. В конце концов представители Oh Polly извинились перед медсестрой и пообещали отслеживать такие истории.

2. Непродуманные коммуникации

COVID-19, без сомнения, вызвал крупнейший за последнее десятилетие глобальный кризис. В то время как в мире царила неопределенность, от политиков были необходимы четкие и последовательные действия. Однако пиар-шаги, которое предпринимало правительство Великобритании, не нашли поддержки в обществе. В частности, решение изменить слоган «Оставайтесь дома» на «Будь начеку» вызвало недоумение у простых граждан. Кампания была раскритикована в прессе и социальных сетях. Известный британский журналист Пирс Морган написал в своем Twitter: «Премьер-министр призывает миллионы сотрудников выйти на работу, но говорит о том, что мы по-прежнему не можем видеться с друзьями и родственниками. Даже если соблюдаем те же меры социальной дистанции, что и на работе». Кроме того, чиновники отказались дать какие-либо интервью и внести ясность по кризисному плану.

3. Вегетарианский провал Burger King

За последние несколько лет вегетарианская кухня стала довольно популярной в Великобритании. Этот тренд заставил рестораны и бренды задуматься над новыми продуктами, которые бы отвечали духу времени. Многие сети быстрого питания, в том числе KFC и McDonalds, добавили в меню продукты, подходящие для вегетарианцев, и были позитивно восприняты этой аудиторией. Burger King решил сделать то же самое и выпустил бургер без мяса. На словах это звучало хорошо, но на деле оказалось полным провалом. Как выяснилось, бургеры из сои готовились на том же гриле, что и мясные бургеры, а значит, категорически не подходили тем, кто отказался от мяса. Конечно, эта информация тут же разлетелась по СМИ и социальным сетям. В ответ Burger King заявил, что разработал свой продукт для мясоедов, которые хотят употреблять меньше животного белка, а не для веганов и вегетарианцев. В США компании даже пришлось стать ответчиком по групповому иску, поданному разгневанными вегетарианцами.

4. Горькая пинта Wetherspoons

Говорят, молния дважды не бьет в одно место, но владельцу сети пабов Wetherspoons удалось совершить пиар-самоубийство аж три раза. Сначала Тим Мартин объявил своим 43 тысячам сотрудников, что не станет платить им зарплату, пока не будет запущена правительственная программа помощи. Таким образом работники рисковали остаться без средств к существованию на два месяца. Как только заявление попало в соцсети, где вызвало бурную реакцию, владелец Wetherspoons отменил свое решение. В следующем сообщении он предложил своим подчиненным устроиться на работу в сеть супермаркетов Tesco, чем еще больше разозлил их. Казалось, хуже быть не может. Но тут Тим Мартин решил дать интервью Sky News, в котором высказал мнение, что на самом деле нет необходимости закрывать пабы. Он подверг сомнению совет властей избегать посещения заведений общественного питания, чтобы свести к минимуму риск распространения коронавируса. Это заявление, конечно же, подверглось резкой критике, и через некоторое время в Twitter появился хештег #BoycottWetherspoons.

5. Летучая катастрофа: переполненный Рейс Aer Lingus

COVID-19 оказал огромное влияние практически на всех и каждого, особенно на индустрию путешествий и туризма. Авиакомпания Aer Lingus попыталась адаптироваться к новым принципам социального дистанцирования и пообещала клиентам, что будет выполнять больше рейсов, чтобы избежать переполненности салонов. Однако это не так просто, как кажется, и, поднявшись на борт самолета, пассажиры обнаружили, что никакие меры не были приняты — рейс заполнен полностью. Это вызвало негативную реакцию со стороны клиентов и, естественно, проникло в социальные сети. Затем последовало довольно разочаровывающее замечание главы авиакомпании, который признал, что обеспечить социальное дистанцирование на рейсах «просто нереально». Возникает вопрос: если вы знаете, что не можете что-то предоставить, — зачем это предлагать?

6. Ниже плинтуса: репутационный провал Boeing

Начало года для аэрокосмической компании Boeing было ужасным. После прошлогоднего кризиса, вызванного двумя катастрофами новейшего самолета 737 Max и последующего заявления компании, в котором они отрицали какие-либо проблемы с безопасностью, в начале 2020-го стало известно, что репутация Boeing рухнула впервые с 1997 года. По шкале от 0 до 100 средняя оценка репутации Boeing, по данным мониторинговой компании alva, составила -71. А в январе этого года стали известны подробности переписки сотрудников Boeing по поводу самолетов 737 Max. В них фигурировали такие фразы: «Этот самолет создали клоуны под руководством мартышек», «Господь еще не простил меня за то, что я скрыл в прошлом году».

7. Ошибка на завтрак от McDonalds

Потребители любят акции и скидки. Но только в том случае, если они действительно работают. А как раз на этом и «погорел» McDonalds. Сеть фастфуда предложила своим клиентам получить бесплатный «МакМаффин» на завтрак, если они посетят ресторан до 11 утра. Предложение, конечно же, привлекло внимание прессы и имело вирусный эффект в соцсетях. Так что вы можете представить разочарование клиентов, которые, придя в ресторан, не могли получить свои бесплатные сэндвичи. Как выяснилось, в приложении McDonalds произошел технический сбой, а акция не работала без сканирования кода. Конечно, такое событие не пошло на пользу репутации сети. Если вы не можете предоставить товар, не давайте обещаний.

По материалам prohibitionpr.co.uk