Как все устроено

Что нужно знать о SEO в 2019 году: советы начинающим

Какие SEO-тренды наметились в последнее время и к чему стоит готовиться, если решил стать профессионалом в оптимизации сайтов

SEO сегодня — это комплексный подход

Последние 10 лет поисковые системы развиваются, стремясь улучшить качество выдачи. Им важно, чтобы человек, задавая вопрос, с первого раза находил на него ответ. В связи с этим изменилось и SEO, так как это инструмент, привязанный к алгоритмам поисковиков. Несколько лет назад побеждал тот, кто купил больше ссылок и использовал максимальное количество ключевых слов. Из-за этого тексты на сайтах невозможно было читать, а в топе выдачи часто находились бесполезные порталы с плохим контентом.

Сегодня работа вышла на совершенно другой, качественный уровень. Если раньше SEO-специалисты пытались найти дыры в алгоритмах и обмануть поисковик, не беря в расчет нужды людей, то теперь все наоборот: нужно предоставлять максимальное качество для пользователя и уже параллельно думать, как оптимизировать сайт.

Использование автоматических сервисов упрощает работу и экономит время

Основные направления работы SEO-специалиста сегодня выглядят так:

1. Сбор семантики

Необходимо подобрать максимальное количество ключевых запросов — семантическое ядро вашего сайта. Для этого стоит использовать Key Сollector или «Яндекс WordStat» и проанализировать конкурентов в топе выдачи.

2. Технический аудит

Такие программы, как SEO Power Suite или SEO Screaming, заходят на сайт, проверяют структуру, ходят по ссылкам и определяют все ошибки. После этого задача специалиста — все систематизировать и написать техническое задание по исправлению ошибок.

3. Работа с внешними ссылками

Они ведут на наш сайт с других страниц. Сервис по аналитике внешних ссылок, такой как Ahrefs, предоставляет все необходимые данные и показывает общую картину, которая также может рассказать о сильных или слабых местах своего сайта и сайта конкурентов.

4. Анализ навигации и структуры сайта.

 


Переехал на новый дизайн — предупреди «Яндекс»

Без помощи SEO-специалиста клиенты зачастую даже не подозревают о том, что на их сайте существуют технические ошибки. При этом они есть практически у всех. Например, владелец сайта решил сменить дизайн. Изначально в адресной строке было одно название URL, и при «переезде на новый дизайн» его переименовали.

Казалось бы, ничего не изменилось — сайт продолжает работать. Но в поисковиках проиндексированы старые URL. И теперь при клике на ссылку поисковик выдает ошибку 404 — «адрес не существует». В итоге может накопиться огромное количество таких страниц.

Пока тот же «Яндекс» разберется, что к чему, может пройти полгода-год. Поэтому при смене дизайна часто происходит сильное падение трафика — чуть ли не в ноль. Сайт быстро теряет позиции, которые у него были в выдаче поисковика.

Хочешь стать SEO-специалистом — готовься к работе с большими объемами данных

SEO не преподают в вузах, и к нам не приходят с дипломом SEO-специалиста. Зачастую в этой области работают те, кто получил техническое образование.

Один из наиболее важных навыков — это способность выудить самое главное из большого объема информации. Специалист не должен бояться монотонности — рутины в этой области не избежать. Кроме того, у него должно быть редакторское чутье — умение понимать, хороший текст или плохой, просто прочитав его. Но это приходит с опытом.

Сегодня в интернете много кейсов, профильных блогов и учебников. На SEO-рынке есть свои гуру, такие как Михаил Шакин, Сергей Кокшаров и Анна Ященко. Именно эти люди создают образовательный контент, за обновлениями которого стоит следить, если хочешь стать профессионалом в SEO.

Принцип «чем больше, тем лучше» — больше не работает

Сегодня нужно очень внимательно подходить к оптимизации сайта: существует множество причин, по которым вас могут заблокировать. Поисковики оперативно мониторят и наказывают сайты, если те не соблюдают установленные правила.

Вас могут наказать за некачественный контент. Например, если статья содержит много «воды». Бывают недобросовестные копирайтеры, у которых главная задача — выполнить ТЗ, используя в тексте необходимое количество ключевых слов.

Но сейчас принцип «чем больше, тем лучше» не работает. Если конкуренты используют одно ключевое слово три раза, а вы — 20, то, скорее всего, поисковик вынесет предупреждение о переоптимизации сайта. Это будет удерживать вас от хороших позиций на странице выдачи. Кроме того, авторы могут отрерайтить уже существующую статью с сайта конкурентов или вовсе выдать плагиат. За это тоже наказывают.

Но у заказчика контента под рукой всегда есть сервисы, которые помогут определить качество текста. Например, «Текст.ру» или «Главред».

В то же время, никто не застрахован от плагиата со стороны конкурентов. Можно запретить копирование, как делают некоторые сайты. Но при желании текст можно вытащить из кода сайта или, в конце концов, перепечатать вручную. Выигрывает тот, кого первого проиндексировали. Для поисковика это главное доказательство вашего авторства.

Если ваш сайт обновляется быстро, то и индексация пройдет быстрее, так как роботы «Яндекса» подстраиваются под обновляемость сайта. На больших сайтах, например «Лента.ру», может жить несколько роботов, а из социальных сетей они вообще не уходят, постоянно перемещаясь по страницам и индексируя их буквально за несколько минут.

Если на сайте публикуется одна статья в неделю, то и робот заглядывает раз в несколько дней. За это время кто-то может стащить вашу статью, и уже никто не докажет, что автор текста — вы. Обезопасить себя можно, позвав роботов «Яндекса» вручную через кабинеты веб-мастеров, где есть специальный раздел с заявками. Как только робот освободится, сразу заглянет к вам на сайт.

«Не адаптировал сайт под мобильные устройства — получи проблемы по всем фронтам»

За последнее время можно наблюдать появление нескольких SEO-трендов:

— углубленная работа с семантикой;

— комплексный подход к оптимизации сайта;

— адаптация мобильной версии;

— работа с юзабилити сайта.

В этом году Google запускает третий и, пожалуй, финальный алгоритм, который убедит владельцев сайтов в необходимости мобильной версии. Ее отсутствие будет влиять на продвижение десктопной версии, приводя к проблемам по всем фронтам.

Поисковые системы сейчас пытаются понять поведенческую составляющую: как много времени посетители проводят на сайте и сколько страниц пролистывают за один заход.

Для «Яндекса» нет ничего страшнее ситуации, когда человек заходит на сайт и сразу же нажимает на кнопку «вернуться» обратно в выдачу. Несколько дней таких заходов, и сайт может оказаться на второй странице.

Чтобы удержать внимание читателя, хорошо включать в текст видео: человек включил ролик — и все это время он у вас на сайте. Также стоит использовать блоки перелинковки («с этим еще читают…») — это тоже увеличивает время нахождения на сайте.

Придумал дизайн сайта — опроси пользователей

Для того чтобы оценить юзабилити сайта, есть два способа. Во-первых, привлечь эксперта, который разбирается в правилах дизайна и знает, как все составляющие скомпоновать в единый удобный интерфейс. Однако даже экспертная оценка субъективна, поэтому для понимания полноценной картины стоит провести тестирование.

Для объективной оценки достаточно 50 респондентов, опросив которых, вы можете выявить тенденцию. Например, понять, что большинству пользователей не нравится оставлять свой номер телефона при регистрации или полностью заполнять именные данные.

Тестирование хорошо проводить на всех этапах — и при запуске сайта, и уже в режиме работы. Даже после запуска не всегда понятно, все ли сделано правильно. Опросы помогут увидеть недоработки, которые можно быстро исправить.

У крупных брендов есть шанс стартануть в Google

Несмотря на то, что в России «Яндекс» немного опережает Google по охвату аудитории, делать ставку на один поисковик не стоит. Однако необходимо учитывать особенности каждой системы. Например, Google любит бренды, и какой-нибудь неоптимизированный сайт может находиться на первых позициях, в то время как «Яндекс» такого никогда не допустит. Когда мы работаем с брендами, говорим сразу: «У вас есть шанс стартануть в Google, а в "Яндексе" — посмотрим».

А вот если на рынок выходит no name сайт, то делать ставку сразу на два поисковика просто необходимо.

Делай сайт лучше, работай на пользователя, используй белое SEO!

То есть все те инструменты, которые не запрещены поисковиками. А вот про черное SEO (белый текст на белом фоне, накрутки) лучше забыть. То, что прокатывало раньше, уже не работает. Но, конечно, какие-то попытки обмануть систему еще остались. Например, в середине 2014 года на одной из конференций «Яндекс» заявил, что в московском регионе отключает учет ссылок и будет оценивать сайты только по юзабилити. Сразу же появились сервисы по накрутке поведенческих факторов — они нагоняли людей, которые ходили по сайту и увеличивали трафик.

«Яндекс» это все быстро заметил и начал наказывать: банить на год без права восстановления. Поэтому риски использования черного SEO неоправданны.

Есть еще такое понятие, как «серое SEO». Например, запрещено размещать внешние ссылки по договоренности или за плату. По логике поисковиков, они должны появляться сами, когда другие сайты ссылаются на вас просто потому, что ваш портал классный. По факту, это серое SEO, так как нарушает правила поисковиков. Но зачастую некоторые сайты не могут обойтись без привлечения внешних ссылок — например, те, что только вышли на рынок.

И в заключение

Сегодня очень важно работать над качеством вашего сайта, делая его максимально удобным и привлекательным для пользователей. Важно не угодить поисковой системе, делая оптимизацию с оглядкой на правила поиска. Да, эти правила безусловно важны. Но в первую очередь думайте о пользователях, о тех задачах, которые должен решать ваш сайт и его контент для конечного потребителя. И уже во вторую очередь решайте задачи оптимизации контента, глубоко анализируя сайты конкурентов в топе. Комплексный подход в SEO обязательно принесет свои плоды.

 

Подготовила Ася Карнаухова

 

Еще материалы

  • Тренды в PR: что будет формировать индустрию в 2022 году
    2021 год был трудным для всех: пандемия вызвала глобальное изменение привычек потребителей и повседневной жизни в целом. Многим бизнесам пришлось полностью пересмотреть свою деятельность, чтобы приспособиться ко всем ограничениям. В этих условиях кардинально меняется и индустрия PR. Мы на ВОЛНЕ изучили тренды, о которых говорили западные эксперты, и выбрали 12 наиболее интересных
  • Как пандемия изменила рынок рекламы и медиа
    Как рынок рекламы и медиа отреагировал на пандемию? Какие каналы развиваются сейчас более активно и как на это реагирует потребитель? На эти и другие темы ВОЛНА/AdIndex побеседовала с директором по медиаисследованиям BrandScience Андреем Агафоновым
  • 6 тенденций цифрового маркетинга на 2022 год
    Мир цифрового маркетинга находится в постоянном развитии: на рынке появляются новые платформы и функции, поведение потребителей меняется. Компании адаптируют правила игры под быстро меняющуюся реальность, а вместе с тем - весь ландшафт цифрового маркетинга. По данным Statista, расходы на digital продвижение во всем мире в 2020 году составили 378 млдр долларов США.
Вверх